На главную страницу

Назад в каталогМастерская Прокофия Лепёжкина

 

ВЕСЁЛЫЕ ОТВЕТЫ НА ДОСУЖИЕ ВОПРОСЫ

ВЕЛОТРЕНАЖЁР (о тренировках в межсезонье, статья 2)

ПРИРОДА (о тренировках в межсезонье, статья 1)

РЕЦЕПТ смазки цепи, октябрь 2005

Велосипед (отрывок из неоконченного романа), сентябрь 2005

Проще надо быть..., май 2005

Трактат о применении контактных педалей, март 2005

Об искусстве езды на велосипеде, январь 2005

 

ВЕСЁЛЫЕ ОТВЕТЫ НА ДОСУЖИЕ ВОПРОСЫ

Рассмотрим ряд стандартных фраз, вопросов и ситуаций, которые имеют место во время велосипедных тренировок, на улицах и во дворах населённых пунктов, в основном в период, когда лежит снег, а также в другие периоды, и наиболее подходящие ответы на них, с учётом сложившихся обстоятельств. Но прежде исключим те реплики, где встречаются крепкие выражения, хотя никто не застрахован от их применения. Итак:

Безусловно, самая распространённая фраза: "Дайте прокатиться". Если эту фразу выкрикнул кто-либо из детей, застывших в изумлении на горке, с санками в руках, следует снисходительно махнуть рукой и, сопровождая жест широкой улыбкой, разрешить: "Катайтесь". Если вы проезжаете мимо ехидно курящих подростков, а один из них обратится с той же просьбой, надо отвечать коротко и безапелляционно: "Катись!". Или даже лучше так: "Катиссссь!". Если дети хором кричат: "Дайте прокатиться", а у вас есть немного свободного времени, можно остановиться и предложить прокатиться. Во-первых, желающих обычно не находится. Во-вторых, если всё же найдётся один такой смельчак, можно предложить ему взгромоздиться на велосипед. Обычно он теряется при выборе между рамой, по которой проходят троса и задним колесом (особенно если резина злая). Тогда, сказав: "Что ж, друг, извини", смело откланиваемся. Если кто-то выкрикнул эту фразу слишком дерзко или настойчиво, а у вас, опять же, есть время остановиться, можно развить тему: "Какое счастье! Я с самого утра, как только выехал на тренировку, всё ищу - кому бы дать прокатиться. И вот, наконец-то, такая редкостная удача - мне повстречался ты".

Разновидностью первого варианта является фраза: "Дайте на велике прокатиться". Обычно с такими словами обращаются дети лет десяти - двенадцати. Ответить можно так: "Но у меня нет с собой веника", или "Иди в баню - там веники дают напрокат".

Ещё подобная просьба: "Довезите". Идеальный ответ я услышал в Екатеринбурге, когда стоял в очереди на автобус, который мог бы доставить меня в аэропорт. Народу скопилось много, автобус где-то запропастился. Мимо проезжал велосипедист на "Урале". Застоявшиеся пассажиры стали махать руками и кричать: "Довези до аэропорта". Он же невозмутимо ответил: "Больше пяти не возьму". Прекрасный, достойный ответ. Бывает, навстречу попадается компания подвыпивших гуляк, которые пристают с аналогичной просьбой. В ответ им можно предложить: "Спойте что-нибудь хором". Особенно уместен такой ответ, если у них с собой есть какой-нибудь музыкальный инструмент (гитара, гармошка, балалайка, контрабас). Если они наотрез отказываются петь, можно предложить им: "Тогда спляшите". Если фраза: "Довезите" произнесена, когда проезжаешь на хорошей скорости мимо вопрошающего и рассыпаться в любезностях некогда, говорим коротко: "В парк".

Особо располагается категория граждан, не могущих завести своё авто где-нибудь на трассе. Иногда, разочаровавшись в попытках найти, кто бы их отбуксировал, они неистово машут руками и, с изрядной долей сарказма, просят дотащить до города. Обычный ответ: "Я трос дома оставил". Если же незадачливый водитель застрял в зимнем лесу, тут не до шуток - приходится помогать вытаскивать машину (чтоб не замёрз бедолага).

Одной из самых распространённых фраз является: "Во! На велосипеде зимой!". Если дело происходит в декабре, январе или феврале, ответ может быть краток: "Тонко подмечено". Если же это март, смело можно возразить оппоненту: "Ты в календарь-то заглядывал, засоня".

На вопрос: "Колеса шипованные?", я обычно отвечаю: "Шипуются только чайники". Это суровая правда жизни.

Нередко, зимой на тротуаре приходится обгонять пешеходов. Все, в общем-то, ведут себя адекватно, за исключением подростков. Если подросток идёт один, он посмотрит тебе вослед и всё. Если их двое, бывает, один скажет: "Прикольно" (или "Угарно"), а другой ответит: "Дааа!". В случае, когда скопление этой живности составляет три и больше, сразу за спиной раздаётся какой-то гомерический хохот, натянутый и совсем не весёлый. Я много раз пытался выяснить, что их так развеселило на, казалось бы, пустынной улице, но ни разу не получил вразумительного ответа. А веселье, как-то само собой улетучивалось. При встречном движении с пешеходами, также почти не бывает проблем, за исключением старушек, которые начинают метаться, будто бы ты - увеличенный прототип Раскольникова с топором в руке. Старушки проделывают свои упражнения, как правило, молча, но попадаются и очень резвые особи, способные довести ситуацию до печального исхода. Тогда помогает короткая и убедительная фраза: "Прочь с дороги!". Бабушки, в таких случаях не обижаются, а дают место для проезда очень деликатно, молча и с умиротворённым выражением лица: "Действительно, тротуар не то место, где пожилому человеку пристало резвиться". Старушек очень опасно также и обгонять. Они, почему-то не считают необходимым оглянуться на подозрительный звук, а совершают свой бросок интуитивно и крайне неожиданно. Про таких думаешь - будь она вратарём, её можно было бы ставить в ворота спиной к игровому полю - всё равно мяч возьмёт. Кроме того, если такую бабушку удалось объехать, она способна посылать вдогонку такие замысловатые сложносочинённые эпитеты, что просто нет слов.

А вот ещё одна, весьма интересная для нашего исследования, категория граждан. Это девушки, от которых на расстоянии 15 метров пахнет одеколоном. Если приходится обгонять такую на узкой заснеженной тропинке, дело изначально обречено на неуспех. Причём, бесполезно предварительно и громко свистеть. Подъехав поближе, можно сказать: "Девушка, разрешите Вас обогнать". Это тоже не возымеет успеха - она даже не обернётся, считая что с ней вульгарно заигрывают. В ответ на логично следующее предложение: "Ну тогда давайте ускоримся", она в лучшем случае гордо подёрнет плечом. Не поможет и пресловутое: "Ку-ку", произнесённое глубоким басом. Бесполезно также мяукать или пищать. Одним словом, в 99% случаев, приходится плестись до самого конца тропинки или до того места, где она расширяется. Это очень молчаливая категория граждан.

Дети, а порой и взрослые говорят: "На велосипеде же нельзя кататься зимой". Логично ответить: "Вы заблуждаетесь, и это очевидно".

Многие интересуются: "Почему ты ездишь зимой на велосипеде, а не купил себе лыжи (санки)?". Обычно я отвечаю: "Денег не хватило".

Нередко водитель какой-нибудь легковушки догонит тебя, притормозит, посмотрит, с важным видом, на свой спидометр и говорит: "Ты едешь со скоростью 40 км/ч". А надо сказать, в машинах спидометры порядочно врут. Я демонстративно сверяю показания. В одном случае мой ответ был таким: "А ты - 37 км/ч. Почему же мы так долго едем рядом?". Иногда обыватели интересуются: "Какая скорость у велосипеда?" - "Смотря с какой высоты он летит".

Кстати, о водителях, хотя это к лингвистике не относится, но будет полезно. Случается, раздражённый водитель не может тебя обогнать, что в условиях городской езды вполне обычно. Он начинает дёргаться у себя в кабине и нервно и беспричинно сигналить. При этом, даже мягкая обивка салона его не радует, а казалось бы - сиди себе в пробке и сиди. Но дело не в этом. Он сигналит, пытаясь сорвать раздражение на тебе. Рекомендую дружелюбно помахать ему рукой и сказать что-либо ободряющее, типа: "Да. Да. Друг!". У водилы создаётся впечатление, будто его ошибочно поняли, что он набивается в друзья, и сразу заткнётся. Однажды со мной был такой случай: при въезде на площадь Калинина, я пробирался между машин, беспорядочно скопившихся на светофоре. Вдруг сзади раздались неистовые сигналы, на что я прореагировал соответственно - изобразил улыбку олигофрена и помахал рукой. Вдруг на всю площадь раздался гневный голос: "Я тебе сейчас помашу!" - это оказалась машина ГАИ. А напрасно он это сказал, поскольку гоняться за мной на машине, всё равно, что за мотыльком на танке.

Часто, когда стоишь на светофоре, пешеходы, улучив момент, интересуются: "А сколько такой велосипед стоит?". Обычно я говорю: "58 рублей". Это исчерпывающий ответ. А вот ещё один (прислал Specky), который займёт в этой коллекции достойное место: "Без понятия - я его украл".

Случается спрашивают: "Дай закурить". С такой просьбой ко мне обращались люди, относящиеся к совершенно различным категориям и сословиям - крестьянин, сидящий на завалинке, часовой на вышке, пьяный прохожий, некрасивая, но пожилая девушка... Рекомендую такой ответ: "Я курю сигары, но они кончились".

Есть весьма редкие реплики, которые слышишь иногда единожды в жизни. Например, как-то в поле я проезжал мимо трактористов, которые мирно паслись возле своих тракторов. Когда я приблизился к ним, один сказал: "Дай трусы поносить". Ответ был грубоват, но справедлив: "Свои надо иметь". Отъехав, подумал: "Наверно, его сломались".

Иногда бывают и вовсе уникальные случаи. Как-то, во дворе одного дома произошло такое событие. Девочка лет семи, гулявшая во дворе бросилась в мою сторону, будто бы за последним дилижансом, и закричала: "Дяденька, остановитесь, пожалуйста". Я развернулся и подъехал к ней. Она сказала: "Можно Вас спросить?" Я разрешил. Она спросила: "Почему Вы катаетесь на велосипеде зимой?" - "Потому что мне нравится" - ответил я. - "А разве можно зимой ездить на велосипеде?" - "Видишь ведь, можно" - "А можно кататься зимой на маленьком велосипеде?" - "Можно, только не нужно выезжать на улицу - это опасно" - "Прокатите меня" - "Не могу, у меня велосипед гоночный, сверху по раме проходят тросики, и багажника нет". Девочка с сожалением согласилась с этими аргументами и спросила: "А Вы смазываете цепь?" - "Да, каждый день" - "Какую смазку Вы применяете?" - "Тефлоновую" - сказал я. Она всё поняла и ничего больше не спросила, а я поехал дальше. Этот разговор я записал дословно. Это не шутка.

И наконец, однажды произошёл такой случай. Я проезжал по снежной тропинке в лесу, а навстречу шли дети лет трёх или четырёх. Это была группа из детского сада. Я посторонился, чтобы их пропустить, а они, не сговариваясь, хором сказали мне: "Здравствуйте". "Здравствуйте" - сказал я, радуясь тому, что хоть самые младшие дети не отказывают мне в простом человеческом праве - кататься на велосипеде в любое время года.

Наверх в содержание

ВЕЛОТРЕНАЖЁР (о тренировках в межсезонье, статья 2)

Имеется очень много препятствий для тренировок на велосипеде на открытом воздухе. Перечислю лишь некоторые из них, наиболее распространённые в нашей полосе России. Во-первых, это дожди и грязь весной или осенью. Во-вторых, морозы и гололёд зимой. В-третьих, короткий световой день, не позволяющий поехать на тренировку после работы. Кроме того, огромное количество автомобилей, мешающих нормальному движению велосипедистов, и неуклонное патологическое увеличение их численности. А также многое, многое другое.
И вот какая мысль посетила меня, в связи с рассмотрением всех этих негативных факторов. Чтобы иметь возможность полноценно тренироваться, не подвергая себя излишним невзгодам, и в то же время, не прерывать и не сокращать намеченных циклов тренировочного плана, необходим велотренажёр. Подозреваю, что не открываю здесь ничего нового, а кое-кто, прочитав слово "велотренажёр", начнёт плеваться и оставит чтение. И напрасно. Тренажёры, как и велосипеды, как, впрочем, и всё на свете, бывают хорошие и плохие. Плохие тренажёры, как правило, бывают очень шумными, или не обеспечивают необходимых возможностей для тренировки, или громоздки, или цена их непомерно высока. Впрочем, у плохих тренажёров недостатков очень много, а интереса они не представляют, потому, оставим их рассмотрение на тот момент, когда у нас будет больше досуга.
Идея создания совершенного аппарата впервые пришла ко мне через 15 минут после начала первой тренировки на стандартном велотренажёре, когда я оглушённый невероятным шумом, был утомлён, но обливаясь потом, продолжал неистово крутить педали, поглядывая сквозь заиндевелое оконное стекло на заснеженное пространство моей Великой Родины. С тех самых пор, эта идея не даёт мне покоя. Вкратце я перечислю основные вехи на пути к её осуществлению.
Одним из первых шагов в данном направлении было утяжеление стандартного трёхроликового велостанка с фибровыми роликами. Наверняка, многие помнят такие станки, широко применяемые в велосекциях. Один мой друг сказал об этих станках так: "У нас в стране всё делается наоборот, велосипеды - тяжёлые, а станки - легкие". Достичь желаемого результата я решил, поменяв ролики на стальные. Это был долгий и изнурительный путь со множеством препятствий. В конце концов, мне удалось достичь такого варианта станка, который не шумел, что очень важно при длительных тренировках, был достаточно тяжёл, чтобы имитировать разгон с места и поддержания равномерности педалирования, как на шоссе.
Во избежание перегрева, я всегда ставил перед собой вентилятор, хотя так, почему-то, никогда не поступают в велосекциях. Оставалась одна проблема - достаточно оперативная, точная и эффективная регулировка нагрузки. Проблема эта была велика. Я перебрал все имеющиеся системы торможения, включая те, какие применяют в профессиональных велоэргометрах, но самой лучшей оказалась, почему-то нигде не используемая, система с генератором постоянного тока. Вкратце, принцип её очень прост: гонщик крутит педали, крутящий момент передаётся на вал генератора, выработанное напряжение подаётся на вентилятор, вентилятор вращается, создавая поток воздуха, обдувающий тренирующегося гонщика. Усилия гонщика возрастают пропорционально сопротивлению потока воздуха, нагнетаемого вентилятором. Нагрузка (а также и динамика нагрузки) получилась идеально приближённой к реальным условиям. Для имитации работы в горах, достаточно добавлять параллельно к вентилятору некоторое сопротивление. Регулировка, таким образом, может меняться в широчайших пределах.
Казалось бы проблема решена - тренируйся себе на здоровье и не чешись! Так нет же, мне показалось слишком нудным просто так тупо крутить на станке, да ещё засекать время прохождения отрезков и переключать нагрузки вручную. Мне захотелось, чтобы некий автомат выполнял все эти операции за меня. Тогда уже было известно фантастическое слово "компьютер". Шёл 1985 год. Так вот, что-то подобное захотелось сделать и мне. Путём длительных поисков, проб и ошибок, мной был создан некий компьютер, имеющий возможность программирования и несколько байт памяти. Этот компьютер надёжно работает у меня и до сих пор. Степень интеграции, применённых в устройстве микросхем, не выше десятичного счётчика, что не может не вызвать улыбку, но зато я имею возможность полностью программировать тренировку и проезжать её, не прикасаясь ни к одной из имеющихся кнопок (хотя, ручное управление также предусмотрено). Этот компьютер имеет двойной дисплей: счётчик дистанции (дискретность = 1 м) и секундомер (дискретность = 0,001 сек). Программирование осуществляется на языке, которого, кроме меня, видимо, никто не знает, и даёт возможность составлять весьма интересные и эффективные программы, с помощью которых на дистанции переключается нагрузка (горная, равнинная, облегчённая), включается и выключается секундомер, запоминается последний результат, сбрасывается или суммируется показание секундомера. События дублируются соответствующими звуками.
Протренировавшись на этом станке несколько лет, я обнаружил и некоторые неудобства, главное из которых - это необходимость содержать либо специальный станочный велосипед, либо шоссейный. Как раз, к тому моменту, я оставил выступления на шоссе и сосредоточился на горном велосипеде (на то был ряд причин). Одним словом, я склонился к постройке закреплённого велотренажёра, и как оказалось, это был правильный путь. Здесь также не обошлось без ошибок, но все они были успешно преодолены, а последний вариант конструкции станка, по геометрии и соотношению цена/качество, оказался весьма близок к совершенству. Кто-то возразит мне, а как же навыки владения велосипедом, ведь при постоянной тренировке на закреплённом станке они неизбежно будут утрачены. Я вначале тоже этого опасался, но как-то зимой, после первой серии тренировок на новом тренажёре, выехал на улицу, во время довольно сильного гололёда, и с удивлением отметил, что мои опасения совершенно напрасны. И в дальнейшем я неоднократно убеждался в полнейшей беспочвенности подобных опасений. Однажды научившись, невозможно разучиться ездить на двух колёсах. Думаю, что тренировки на трёхроликовом станке, безусловно, полезны для начинающих гонщиков, а выработанные навыки не могут быть стёртыми работой на закреплённом станке. Мало того, есть ряд технических решений, которые позволяют в значительной степени приблизить эту работу к естественным условиям.
И вот, когда, казалось бы, все технические проблемы решены, открылась дальнейшая перспектива усовершенствования данной конструкции, но теперь уже не вглубь, а вширь. Идея такова: если снабдить такими же станками и соответствующим программным обеспечением всех желающих, имеющих доступ к интернету, можно собрать группу для совместных тренировок, как в реальном времени, так и с виртуальными партнёрами. Можно прогнаться по одной и той же трассе, сравнить результаты и т.д. Можно заочно соревноваться с кем бы то ни было или с виртуальными соперниками. Неисчерпаемая перспектива. И не страшны будут дожди и грязь весной или осенью, морозы и гололёд зимой, короткий световой день, не позволяющий поехать на тренировку после работы, огромное количество автомобилей, мешающих нормальному движению велосипедистов, и неуклонное патологическое увеличение их численности. А также многое, многое другое.

Наверх в содержание

ПРИРОДА (о тренировках в межсезонье, статья 1)

С середины марта и до середины апреля, а иногда и заметно дольше продолжается период, когда выехать на велосипеде не представляется возможным, из-за холода, грязи и гололёда. Зато потом, наступает такое замечательное время, когда устанавливается солнечная погода, приходит тепло, и нету ещё этих назойливых паутов и комаров, ещё не взялась непроходимыми зарослями трава. В такое время очень хорошо поехать куда-нибудь далеко-далеко, найти какую-нибудь неизведанную дорогу и встретить закат при въезде в город. Но нет, не хватает выносливости, и приходится тренироваться, катаясь по дорожкам городских парков. Когда же чувствуешь себя готовым к велосипедным подвигам, оказывается, что настал сезон дождей, насекомые, несметными полчищами атакуют при малейшей попытке углубиться в лес, а все неизведанные дороги успели зарасти травой. И приходится молча смотреть в окно, в ожидании лучших времён. А тренированность тает, как снег на солнцепёке, улетучивается, и от этого становится грустно. А вскоре за тем, наступает осень, и катание по осеннему лесу также оказывается под вопросом, поскольку, дни стали короткими, и совершенно никуда не успеваешь съездить. Ведь чтобы успеть, нужно поддерживать сколько-нибудь приличную скорость, а сил-то и не хватает.
А к чему я рассказываю все эти печальные вещи, которые и так прекрасно известны каждому чайнику? Попробую лишь несколько изменить предыдущее повествование. Итак...
С середины марта и до середины апреля, а иногда и заметно дольше продолжается период, когда вопреки природным катаклизмам, возможно продолжать тренироваться, причём в достаточной степени регулярно. И когда наступает солнечная погода, приходит тепло, и нет ещё этих назойливых комаров и паутов, ещё не взялась непроходимыми зарослями трава, можно смело поехать куда-нибудь далеко-далеко, найти какой-нибудь новый маршрут, провести весь световой день в седле своего велосипеда и нисколько не устать, при этом, ведь ты полон сил. А возвращаясь в город, видишь как бледно выглядят те, кто провёл это время здесь. А когда начинается сезон дождей, насекомые, несметными полчищами атакуют при малейшей попытке углубиться в лес, или всё заросло травой, продолжим тренировки, и с наступлением осени, отправимся кататься по осеннему лесу. И хотя дни стали короткими, можно успеть очень много, поскольку мы находимся в хорошей форме.
С наступлением зимы, тренировки на воздухе продолжаются, вплоть до весенней распутицы и гололёда. Но дальше всё идёт по уже известному кругу.
Внимательный читатель вправе задать вопрос: "Где же и на чём тренироваться при неблагоприятных условиях?". Открою эту тайну: "В помещении, на велотренажёре". Таким образом я тренируюсь много лет, и этот метод оправдывает себя как нельзя лучше. Велотренажёр - это мощное оружие, которое я использую, для ускорения прихода весны. У меня очень мощный тренажёр. Предвижу, что эти утверждения вызовут массу вопросов у тех, кто об этом размышлял, хотя бы однажды, и возражений - кто слышит впервые.
О методиках тренировки, о типах велотренажёров и о многом другом я расскажу в последующих публикациях.

Наверх в содержание

РЕЦЕПТ смазки цепи
октябрь 2005
Прокофий Лепежкин

Износ цепи - явление неприятное по следующим причинам: изношенная цепь уменьшает КПД системы: велосипед/велосипедист, увеличение шага цепи влечёт за собой ускоренный износ зубьев как ведущих, так и ведомых шестерён, что в свою очередь, приводит к менее чёткому переключению передач и как следствие, уменьшению КПД системы: велосипед/велосипедист. Происходит износ цепи, главным образом, за счёт работы в абразивной среде (пыль, грязь). Налипание абразивных частиц на цепь невозможно если цепь снаружи сухая. Это недостижимо при обильном смазывании или при езде по грязи, особенно в условиях гонки. Однако, чтобы цепь меньше изнашивалась, необходимо её смазывать. При поверхностном взгляде, налицо противоречие. На самом же деле, представленный метод смазки учитывает этот компромисс.

Состав

За основу я взял моторную или трансмиссионную тефлоновую присадку "Форум". Она продаётся в любом киоске автомобильных масел и стоит от 170 р. до 210 р. Кроме тефлона, в ней достаточно масла, поэтому добавить туда нужно только керосин в пропорции 1:1. Состав, как видим, очень прост.

Способ применения

Помещаем приготовленную смесь в полиэтиленовый флакон, например, из-под какого-нибудь лекарства, вроде нафтизина, который капают в нос. Такие флаконы подходят как для применения в домашних условиях, так и в походных, поскольку малы и не занимают много места в кармане велорубашки. Предлагаемая система смазки подразумевает крайне малый расход смеси, что весьма привлекательно с любой точки зрения. Для удобного использования, в крышку флакона, с помощью специального переходника нужно вживить шприцевую иглу. Чтобы игла не погнулась, а смесь не вытекла, в то время, когда вы берёте смазку с собой на покатушку, или достаточно объёмную тренировку, или же в многодневный поход, предусмотрен специальный металлический колпачок который навинчивается сверху (если появятся желающие, можно будет заказать токарю такие переходники с колпачками. Шприцевая игла впаивается в переходник). Смазка наносится на цепь таким образом: вращая одной рукой шатун, приводим цепь в движение, другой рукой помещаем иглу в промежуток между роликом цепи и её боковиной. Слегка нажимаем на флакон. Игла скользя по равномерно движущейся цепи, автоматически снабжает каждое звено смазкой. Причём, вся смазка попадает под ролик (для этого и добавлен керосин - вещество очень текучее, который вскоре после начала движения, благополучно высыхает). Оставшаяся в звеньях смазка выполняет свою задачу. Цепь остаётся сухой снаружи. Смазывая цепь, следует прогнать её два или три оборота - этого достаточно. Не нужно забывать, что лучше недомазать цепь, чем перемазать. Даже в характерном сухом хрусте цепи нет ничего страшного - тем легче, в дальнейшем, будет отчистить цепь. Занимает процедура не более двадцати секунд. Судя по некоторым предварительным сообщениям, многие полагают, что я здесь раскрою страшную тайну рецепта смазки, которую достаточно однажды нанести и она будет служить на протяжении 20000 км. Это не так. Новую цепь необходимо смазывать приблизительно через каждые 300 км. После прохождения 4000 км, когда внутренний диаметр роликов несколько увеличится, смазывать нужно будет чаще, приблизительно через 150 - 200 км. Когда я докатывал предыдущий ход, на котором проехал 41798 км, ролики были изношены настолько, что смазывать приходилось каждые 70 - 75 км. Это при условии езды в сухую погоду в основном по глубокой пыли и песку. При этой системе смазки, у цепи изнашиваются только ролики, а шаг не увеличивается. Когда я менял ход, шестерни выглядели, не сказать, что очень привлекательно, но вполне прилично. Действие дождя не сказывается пагубно ни на шестернях, ни на цепи, потому что тефлон, видимо, не вымывается водой, а продолжает работать и в этих условиях.

зубья передней шестерни после пробега 41798маслёнка со снятым колпачкоммаслёнка щётка

Рекомендации

Чтобы увеличить ресурс хода, лучше применять две цепи, которые поочерёдно меняются через каждые 2000 км пробега. При очередной смене цепи, прежнюю следует промыть в растворе стирального порошка, а потом ополоснуть в горячей воде и, ещё горячую, протереть сухой тряпкой, хорошо впитывающей влагу. Небольшое количество воды, неизбежно оставшееся внутри цепи, быстро высохнет, и она не заржавеет. Смазывать цепь нужно после установки на велосипед. В этой системе главное, не чем смазывать, а КАК. И ещё по уходу за цепью: перед смазыванием, сухую цепь лучше не протирать тряпкой, а чистить специальной щёткой (вполне подходит и зубная щётка), вращая цепь таким же образом, как и при смазывании.

Наверх в содержание

Велосипед
(отрывок из неоконченного романа)
сентябрь 2005
Прокофий Лепежкин

Тематическая направленность статьи
отражает общее отношение клуба к велосипедизму и автомобилизму,
а отдельные эпитеты являются собственностью автора. (прим. igo)


Всё начинается с велосипеда и не случайно. Вначале был велосипед. Первое время, он был тяжеловат и не очень удобен, но, всё таки, весил меньше самого ездока и у него было минимум необходимых колёс - два. Это был велосипед! Придумал его человек, лёгкий на подъём, с неординарной фантазией и причудливым пониманием мира. Не иначе. С годами велосипед, в неуклонном стремлении к совершенству, становился легче, прочнее, изящнее. Но параллельно, шла другая эволюция. Однажды, человек, не умевший свистеть, приладил к нему звонок или дудку с клизмой, точно неизвестно. Теперь велосипедист мог предупреждать боязливых пешеходов о своём появлении. Ещё позднее, рационализатор с гипертрофированным задом, усовершенствовал седло, сделав его широким и мягким. В дальнейшем, оно трансформировалось в сиденье. Убеждённый гигиенист приделал к велосипеду грязезащитные щитки, а чуть позже и брызговики. Мыслитель с ослабленным зрением приспособил фару спереди, для освещения дороги, и габаритные огни сзади, для таких же слепцов, чтобы они не натыкались на него в сумерках. Многочисленные осветительные приборы нуждались в источнике питания, и потому, особое место в "усовершенствовании велосипеда" занимают, именно, устройства электропитания, над разработкой которых усердно трудились сплочённые коллективы угрюмых изобретателей. Самым "гениальным" из таких устройств является аккумулятор - вещь достаточно тяжёлая и громоздкая. Крутить педали стало трудно, и некий "полноправный представитель многочисленного отряда физически маломощных хлипаков" приладил к велосипеду моторчик. Теперь стало трудно удерживать равновесие, и паралитик, со слабым вестибулярным аппаратом, приладил к нему дополнительную пару колёс. Далее, в эту конструкцию гармонично вписались окна, двери, печка, дымоход, домкрат, огнетушитель и ведро с лопатой, и вся она стала напоминать благоустроенный сарай. Так появился на свет автомобиль - закостенелый ублюдок прогресса и цивилизации, обладающий весьма подлым и наглым нравом, проникающий в каждый дом если и не своим малоэстетичным видом, так хотя бы вонью или неприятным звуком.
Самодвижущийся сарай на колёсах оказался ещё и весьма прожорливым созданием. Кроме того, что он поглощал бензин и кислород, для его жизнедеятельности потребовались всевозможные дополнительные затраты. Возникла необходимость в строительстве платных стоянок и гаражей. Как грибы после дождя, повырастали центры обслуживания, где неустанно трудились герои сервиса. Росла мощность моторов, применяемых в автомобилях, улучшались и расширялись улицы городов. Повсеместно появились дорожные знаки, светофоры и специальные подразделения официальных людей, в обязанности которых входило обеспечение безопасности движения, но, в силу патологической живости воображения, превративших своё нехитрое занятие в индустрию, направление развития которой уклонилось, в сторону отъёма денег у соотечественников. Венцом их изобретательности явилось приспособление, несложное, но крайне эффективное, получившее в народе название "лежачий полицейский". И наконец, потребовалось дополнительное место для свалки пришедших в негодность автомобилей.

В среднем, легковой автомобиль по габаритам в пять раз шире велосипеда, площадь занимает в двадцать раз больше, а весит больше в сто раз. Вес шофёра, в лучшем случае, составляет лишь шесть - девять процентов от веса, устройства перевозящего его самого. Мало того, на любом даже небольшом автомобиле единовременно находится столько грязи, что вес её никак не меньше веса одного велосипеда. Достаточно только мельком взглянуть, как мерзко эти пердящие раковины трясут своими паралитичными гузнами на рытвинах отечественных дорог, чтоб понять, что вся эта рухлядь, постоянно торчащая ржавой затычкой в каждом проходе между домами, не идёт ни в какое сравнение с велосипедом. Средняя скорость легкового автомобиля (по городу), как бы сильно он не припёрдывал на светофорах, составляет не более двадцати-двадцати пяти километров в час. Опытный велосипедист, а тем более, гонщик, без особого напряжения, достигает тридцати километров в час. В населённый пункт, отстоящий на сто-двести километров, на велосипеде можно приехать лишь чуть позже, да и то, при условии, что поездка состоится по шоссе, если же, по пересечённой местности, то здесь велосипед вне конкуренции, ведь автомобиль может и вовсе не доехать. Одним словом, шума и вони от автомобилей гораздо больше, чем пользы.
В отличие от велосипеда, автомобиль опасен, и для тех, кто на нём ездит, и для тех кто находится поблизости. Напрасно говорят, что не менее опасен велосипед. Он только тем и опасен, что возле него постоянно снуют эти неповоротливые железные шкафы. Автомобиль способен отнять жизнь у любого человека, а особенно у своего владельца. Если этого не происходит быстро, то вытягивает её незаметно, по частям. Время, проведённое в гараже, в смотровой яме или просто под автомобилем, время, потраченное на зарабатывание денег, которые уходят на покупку запчастей, оплату услуг многочисленных ремонтников и работников автоинспекции и на бензин, никак не входит в понятие полноценной жизни, а потому из неё просто отнимается. Водитель самой крутой иномарки, даже находясь в роскошном и просторном салоне своего авто, наивно полагает, что владеет им и совершенно не осознаёт, того, что оно его душит. Хочет он того или не хочет, но является подобием сторожевой собаки, прикованной неразрывной цепью к своей будке. Все отговорки о комфорте, о том, что большинство так живут, о том, что это престижно или необходимо, так и остаются отговорками. Подсознательно хочется на свободу, а поделать ничего нельзя - шаг сделан - машина приобретена, путь в затхлый тупик начат. А коль скоро начат, кажется неразумным признаться в его гибельности - и совершаются следующие шаги в том же направлении. Отсюда и нервозность вождения в городских условиях и "беспричинная" агрессивность на дорогах. Несчастные пассажиры набивающиеся в автомобили так плотно, что начинают ощущать себя не хуже, нежели яйца глист в куске засохшего кала, утрачивают чувство единства, как между собой, так и с окружающей природой. Из-за шума мотора им ничего, практически, не слышно. Сквозь стёкла, запотевшие зимой и засиженные мухами летом, водители мало что видят, вообще. Но страшен не сам по себе автомобиль, численно и конструктивно давно перешагнувший границу маразма, страшны имбецилы за рулём. Автомобили уже превысили критическую массу, как на дорогах, так и в общественном сознании. Точка возврата преодолена. Это как рак - на данной стадии, он неизлечим и может прекратиться только со смертью больного. Хотя, автомобили, безусловно, необходимы. Например, автобусы, грузовики, или инвалидные коляски с мотором. Тут уж ничего не поделаешь. Плохо, когда здоровые люди прикидываются инвалидами.
Тридцать один год, не считая детских лет, Бру провёл в седле и, за это время, научился владеть велосипедом весьма изрядно, к тому же, последние двадцать пять сезонов подряд, он не прекращал своих тренировок и зимой, и теперь относился к велосипедному спорту, как к искусству, и это было лучшее, что он умел делать в жизни. В одной из телепередач о жизни животных, Бру обратил внимание на такую фразу комментатора: "Животные играют, потому что им это нравится. Видимо, они счастливы, во время игры". Какая простая фраза, а сколько смысла оказалось в ней. С тех пор он относился к велосипедному спорту не только как к искусству, но и как к игре. Просто, это перешло в иное качество. Когда он перемещался в пространстве в произвольном направлении, приходило ощущение настоящей свободы. Он радовался каждой мелочи, каждому дереву, каждой тропинке. Это было вне поверхностного сознания и какого бы то ни было анализа. Это было просто так. Это была жизнь! Поэтому его так огорчали раны нанесённые земле людьми, прикованными к ней.
Бру неоднократно слышал восхищенные речи от почитателей своего велосипедного таланта. Все они искренне радовались тому, что, вот, есть ещё человек, способный на поддержание достойной спортивной формы. Начинали выражать своё восхищение они, как правило, с одной и той же фразы: "В детстве, у меня тоже был велосипед". Только, вот беда, когда Бру предлагал им прокатиться, они сразу же ссылались на всевозможные отрицательные предпосылки, которые постоянно препятствовали этому. Железным аргументом являлось отсутствие велосипеда. Ещё одна весьма расхожая фраза звучала приблизительно так: "Я бы поехал куда-нибудь на природу на велосипеде, но боюсь надышаться автомобильной гарью по пути туда". После этого, в лучшем случае, люди, придерживающиеся подобных убеждений, ехали на природу в автомобиле. Были и такие, кто рассуждая, как им казалось, вполне здраво, утверждали, что на велосипеде работают только ноги, и больше никакие другие мышцы, а мысль о работе головного мозга даже не приходила в голову. Как правило, такие "знатоки" велосипедного спорта, в плане физического развития, предполагали гораздо большую пользу, от занятий, например гимнастикой или плаванием, но никому никогда не посчастливилось видеть их в спортзале или в бассейне.
Велосипед!! Бру всегда с большим трудом переносил однообразие, а эта удивительно изящная, необычайно лёгкая и прочная конструкция доставляла ему возможность жить радостно и полноценно.

Наверх в содержание


Проще надо быть...
май 2005
Написать письмо автору

На местном велофоруме нас заклеймили высокомерными снобами...
Причём, когда постишь отчёт про удачную покатушку в места весьма далёкие, куда не все из велофорумчан без электрички добраться смогут - гробовая тишина - ни отзывов, ни вопросов. А когда, чтобы не обидеть и подтолкнуть к самосовершенствованию, ламера называешь чайником - моментально возникает поток всеобщего негодования и обвинений в самолюбовании и еще что то про губу, или через неё...


Наш председатель недавно получил ценный опыт по перевоплощению:

...Вечером нужно было покормить кошек - родители уехали на дачу. Что-то не хотелось ехать на боевом велосипеде (днём проехал не так много, всего 114 км, но за эту неделю несколько устал) и я поехал на велосипеде моей жены. Заодно решил опробовать его на ходу - интересно, что получилось. Не стал и специально одеваться - в чём был, на тот момент, в том и решил ехать. Только выехал попозже, чтобы если кто увидит, не заметили, как я краснею от стыда. Посадка у меня была идиотская (велосипед маленький, вынос короткий, седло сильно опущено), костюм - идиотский, в джинсах и каком-то идиотском джемпере, туфли, а вернее сказать - ботинки обычные пешеходные, идиотские. Наверно я был похож на сноубордиста, в самом идиотском смысле этого слова. Ехал я медленно-медленно, как идиот. И, что поразительно, никто, ни одна сволочь из водителей не попытался сигналить или вызывающе себя вести, ни один пешеход не сделал замечания, подростки у подъезда, томимые бурным половым созреванием и скукой, не только не стали ржать при моём появлении, но и не обратили ни малейшего внимания. Даже ни одна встречная собака не залаяла. Вот оно счастье! Как я ловко замаскировался, оказывается. Наверно, стоит погано одеваться и отвратительно ездить, чтобы никто не цеплялся. А может быть, ещё прикупить рюкзак, багажник и дребезжащие крылья?

из спортивного дневника Прокофия Лепёжкина

Завет.

Будь молчалив. Скрывай свои желанья
Бездумною улыбкой паяцА.
Ни в час тоски, ни в миг очарованья
Ты маски не снимай с лица.

Будь равнодушен. Жалости иль гневу
Души своей осилить не давай.
Слагай созвучья строк, но тайного напева
Ни другу, ни врагу не открывай.

Как золото скупец, ревниво и тревожно
Скрывай богатство дум, и грусти, и надежд.
Будь пошляком среди толпы ничтожной,
Невеждою - среди невежд.

Они простят и встретят снисхожденьем
И лжи, и клеветы им всем знакомый яд,
Позор предательства и низость преступленья, -
Но превосходства не простят.


Лидия Федоровна Бартольд /Пляшкевич/
1937 г.

Наверх в содержание

Трактат о применении контактных педалей
март 2005
Прокофий Лепежкин

Для того, чтобы одержать победу над сомнениями в вопросе: "Применять контактные педали или нет?" - нужно подробнейшим образом проанализировать все стороны проблемы.
Сначала рассмотрим отрицательные стороны их применения.
Во-первых, это дороговизна. Стоимость неплохих контактных педалей вылетает за пределы 100 долларов. При цене велосипеда в 200 долларов, подобная покупка может вызвать значительный дисбаланс в сознании его владельца и вопиющее непонимание со стороны окружающих.
Во-вторых, целесообразность их применения минимальна, поскольку совершенно не ясно, зачем они нужны. Полагаю, что 100% респондентов среди крестьян, всю свою жизнь проездивших на велосипедах типа "Урал", не смогут дать определённого отзыва, по данному вопросу. Из этого следует, что они не применяют контактных педалей. Известно только, что ими пользуются гонщики-профессионалы, но это слишком узкий круг лиц, и их мнением можно пренебречь.
В-третьих, применение контактных педалей весьма затруднительно, т.к. никто не знает, что с ними делать, тем более, остаётся загадкой их устройство и возможность технического обслуживания. Думается, что применять такие педали даже опасно, ведь не ясно сколько времени потребуется велосипедисту, чтобы отстегнуться от велосипеда, например, при падении в горное озеро. Да и обучиться езде на таких педалях, наверняка, невозможно.
Четвёртое соображение - это полная бессмысленность использования контактных педалей. Здесь можно привести результаты измерений. Большинство велосипедистов, чей пытливый ум беспокоит разбираемая тема, проезжают в среднем 16,3 км в месяц. Понятно, что такой километраж не затруднил бы и пешехода. Тем более, если выезды на велосипеде к ближайшей клумбе совершаются регулярно, становится понятным, что непосредственное хождение по зелёным насаждениям, по протяжённости дистанции, должно перекрывать результаты достигнутые на велосипеде. Значит неэффективным становится и использование специальных велотуфель (кстати, тоже весьма недешёвых). В данном случае, целесообразно рекомендовать войлочные тапочки на мягкой подошве.
В-пятых, тело велосипедиста, при условии применения контактных педалей, будет сильно закрепощено на велосипеде, что не даст достаточной степени свободы при работе различных групп мышц. Некоторые мышцы, в таком случае, вообще могут онеметь или даже атрофироваться. Остаётся только позавидовать обезьяне, имеющей такие прекрасные удобные кисти ног, которыми она могла бы удерживать педали любого типа, непринуждённо почёсываясь во время езды. Непонятно лишь, почему обезьяны не испытывают хоть сколько-нибудь заметной склонности к велосипедной езде.
И наконец, о положительных сторонах использования контактных педалей. Их нет, или они слабо изучены, поэтому говорить больше не о чем.
Кроме всего сказанного выше, напрашивается следующий вопрос: "Нужно ли вообще ездить на велосипеде, или лучше ходить пешком, как это и делает большинство нормальных людей", но это тема для следующего обсуждения.

Наверх в содержание

Об искусстве езды на велосипеде
январь 2005
Прокофий Лепежкин

 

Моё искусство - искусство перемещения. Это не живопись, не скульптура и не литература, а потому, его невозможно увековечить, ибо в мире нет к этому средств. Его возможно лишь почувствовать, а движение, являющееся основным свойством, способно помочь в его осознании, но для этого необходимо двигаться в пространстве, ибо только блодаря движению, можно, хотя бы в некоторой степени, покинуть этот мир, с некоторых пор, такой непривлекательный. Моё искусство состоит из дыхания, усталости, мимолётных взглядов, ограниченных только линией горизонта, реализации смутных воспоминаний и из ещё, Бог весть, чего, о чём невозможно поведать словами. И несмотря на крайнюю неконкретность моего искусства, когда я рассказываю о нём, даже маньяки слушают с глубоким вниманием, не перебивая.

Наверх в содержание

 

Hosted by uCoz