Впечатления о различных велопокрышках. (октябрь 2006)
О значении техники. (ноябрь 2006)
Впечатления о различных велопокрышках.
Октябрь 2006
так получилось, что за прошедшие полтора года я перепробовал довольно большое количество различных покрышек, и вот мои впечатления: Это конечно не научный отчёт, но иной раз все эти TPI и компаунды как раз не всё объясняют, и я пытаюсь изложить это в ощущениях, как раз в том, чего так часто нам и не хватает, чтобы выбрать ту или иную покрышку. Покрышки юзались на Меридах, Миссион и Карбон, а так же на Джамисе у сына (но из его опыта привожу только статистику проколов). Катался я, на стандартных маршрутах: Зелёнка, Степной, Локти, Бибиха, и.т.д. в эту сторону, Матвеевка, Кольцово, Коёны, и.т.д. в ту сторону. Немного дороги от Кирзы до Масляхи, и на Алтае всякие разные дороги, от гравиек до Чуйского тракта. Зимние - ежедневно город, заельцовский парк и далее по выходным.
Были перепробованы: Maxxis: Dynomite, Ignitor, Larsen TT, MaxxLight 310,
Flyweight 330 XC, Flyweight 490 XC.
Schwalbe: Hurricane, BlackJack, Fast Fred.
Continental: Twister, GrandPrix.
Nokian: Hakkapelita W240, W296, WCS300
Начнём с Швальбов. Марка весьма популярна у нас, думаю потому, что её к нам возят и она есть в продаже.
БлэкДжэк: Купил в размере 2.25" фолдинг лайт, однако вес всё равно приличный, почти по 600 грамм. Стоила по 1200 с лишним за колесо. Летом не понравилась, сопротивление качению большое, по грязи я не езжу (почти) и поэтому плюсов летней эксплуатации не оценил. Попробовал зимой, как не странно оказалось даже лучше лета, но… шипы лучше. Говорят, что они крепкие, но весной по пробеге одной около 120км второй и того меньше, были проданы, и под новым хозяином одна из них лопнула (корд порвался) буквально через км 500. Вот тебе и швальбы.
Фаст Фред: 2.0" проволочная - это нечто среднее. Не очень тяжела для проволочной, около 600г, стоила 560 руб. Катится неплохо, и на сухой земле держит, но протектора на ней мало, поэтому в пыли и песке колбасит на неосторожное движение рулём, и прокалывается она тоже неплохо (по словам, я прокалывал её всего 1 раз хотя прошёл на ней под 800 км) Лучше использовать для переднего колеса.
Хёррикейн 2.0" полуслики, проволочные, по 550 руб тоже под 650 грамм. Хорошо катятся (низкое сопротивление качению) нормально держат на сухой земле, идеально для нормальных покатушек посуху для заднего колеса ( ибо на переднем, в песке, пыли, или грязи - колбасит). Резина на них толще, чем на Фредах, и посему не прокалывал ни разу.Дальше Максисы: Они у нас не так популярны, нормально их никто не продаёт, зато Максис спонсирует многих гонщиков, и на многих велах, в стоке, стоят именно максисы.
Динамит с Запалом ( Dynomite & Ignitor), заднее и переднее соотв. стояли на Мериде по умолчанию, проволочные, 2.1" весом примерно грамм по 600. На асфальте гудят, и катятся не очень, однако всё же лучше БлэкДжэков, на грунте держат неплохо, резина мягкая, но отсюда и минус, быстро стираются. Весьма универсальная резина, будь она полегче, и понакатистей.
Флайвэйт 330 1.9" и флайвэйт 490 2.0". Кевларовые. Отличаются весом, 330 и 490 грамм соотв. Цена около 900 р. За штуку. Ну а раз разный вес - то и величина протектора, и толщина резины, и однорядное (330) и двухрядное (490) плетение. Рисунок одинаковый. Накат по асфальту (и ровным дорогам) у них уже получше, держат на сухом и влажном грунте тоже неплохо, и в пыли и песке уже чувствуешь себя поуверенней. Если искать универсальную резину - то 490 вполне подходящая, и не слишком тяжела, и не очень тонка (колоться не будет так легко), ибо 330 конечно ещё лучше в динамике и в качении, но уж больно тонкая, такая же как 310, а про неё ниже. На этих покрышках проехал немного, около 350 км, ни разу не кололся, износа не видно.
Ларсен ТТ. Кевлар Фолдинг 2.0" 580грамм. 440 руб. за штуку. Сопротивление качению по асфальту и ровным дорогам, как ни странно невелико, катят они практически так же как и флайвэйты, но при этом, потрясающе неплохо держат на всяком покрытии (в откровенную грязь я не езжу, но пару раз попадал - держат!) Отлично держат в песке и пыли, при этом мягкие и тихие, мелочь на асфальте съедают - не замечая. Прошёл на них (я и сын) в сумме под 1000 км на переднем колесе - проколов не было, износ наметился. Если бы можно было, чтобы такие же, только легче - был бы идеал.
МаксЛайт 310 кевлар фолдинг 1.95" . 310грамм J 1200 руб L Супер покрышки!
Катит и по асфальту, и по кроссам, выше всяких похвал. Колбасит её на песке и пыли немного, на мокром грунте тоже не очень, но на ровном сухом покрытии разгонная динамика просто впечатляет! Ну и сами посудите, вот например кантрийный байк ***, в стоке обутый в Тиогу Еллоу Кирин или Блу Дрэгон по 840 грамм и с камерами грамм по 330, какая тут может быть динамика? Меняем на макслайты, камеры на нормальные, кантрийные, грамм по 90, и вот мы с вела скинули почти полтора кило. А учитывая, что это на самой критичной к массе точке, вот отсюда и динамика! Но, вот она ложка дёгтя:
Проездил я на них около 1200 км, 4 раза кололся, до так, что покрышку тоже надо было клеить. Ибо толщиной она ну примерно как веломайка J. Ну нет в жизни совершенства!
За следующее лето я их наверное доезжу, всё же ощущение скорости на них очень сильное. Если ездить на тренировочные весенние выезды на яйца, или на зелёнку (чтобы если что - можно было сократить покатушку) то нет им альтернативы.Континентали: У нас их вообще не продают, посему шины очень редкие.
Твистеры: фолдинг кевлар, 2.0" 600р. 450 грамм, и суперсоник 1.9" 1150р. 370 грамм.Протектор одинаковый. Самая универсальная резина. Катит хорошо по ровному(лучше только макслайты и грандприкс), и по кроссам, не скользит на грунте, хорошо держит при поворотах и торможении, не тяжёлая и не слишком тонкая, ни разу не кололся за 800км. Вполне нормальна и разгонная динамика (всё же 450 г.). За 800 км практически не заметен износ, хотя половина пройдена по асфальту. И сказать больше нечего, просто всё хорошо, не идеально, но и далеко не плохо.
Гранд Прикс: фолдинг кевлар, 1.0" 195грамм, 1200р. Слики. Асфальт и станок их стихия. Катят по ровному асфальту очень хорошо, выезд на обочину опасен, сразу колбасит. А ещё, на плохом асфальте я на них устал. Всё трясётся и вибрирует. Выезжал всего 1 раз, 87 км, резина в районе протектора весьма толстая, рекомендованное давление 100psi поэтому проколоть их наверное нелегко. Попробую весной на тренировках, как асфальт просохнет, а зимой на роликовом станке.
Ну и зимние шипованные Нокианы. Продаются у нас в нескольких магазинах, весьма распространенная резина должно быть.
Хакка W240 1.9" Проволочная, 1600р. 860грамм. Потрясающе низкое сопротивление качению на асфальте, льду, укатанном плотном снегу. Катят лучше чем блэкджэки. Держит на льду и на снегу очень неплохо, но, когда она стояла на переднем колесе, в рыхлом снегу её начинало водить, колбасить, в лыжне она проваливалась, в колее было трудно. А вот сзади - просто песня, катит отлично, держит прилично, так я зиму и отъездил. Но вот вес… Вел разгонялся как бронепоезд, медленно и неотвратимо, никакой динамики.
Хакка W296 2.1" Проволочная, 2100р. 895грамм. Стояла на переднем колесе, по сцеплению - немного получше чем 240 (шипы поострее, и на 56 штук больше), по накату - на переднем не поймёшь. Однако, будучи поширше, уже не плавала в снегу, не проваливалась и не зарывалась. Вообщем отлично, если бы не почти кило веса.
Экстрим 300 фолдинг, 2.1" 2800р. 665 грамм. Проехал на ней всего чуть-чуть, 102 км. из них 50 по асфальту, накат на асфальте у неё похуже чем у 240, зато управляемость, динамика, значительно лучше. Успел покататься по снегу и льду, держит замечательно! И на снегу не колбасит, и по льду не скользит.
ноябрь 2006
В 10 лет мне был куплен Салют, который и до сих пор жив, на нём было проехато немеряно, и именно он развил во мне вкус к длинным покатушкам. Когда появился Триал – спорт то появилось желание купить сыну велик, сам я считал себя уже слишком большим и серьёзным. Ребёнку было 6 лет, был куплен какой-то железный GT который, стоил 9 000 с чем-то. Велик был неплохой, и тут, мой спящий интерес стал снова просыпаться. Велик благополучно украли через месяц, но ребёнок был расстроен, и я поехав в чемпион, купил вел новосибирского завода. Это оказалось редкое дерьмо даже по сравнению с Салютом, но я, приложив все усилия, всё же сделал его потребным для катания, и сын оттрубил на нём 2 лета. Я уже потом понял, что сибвелзный аппарат стоил 2000р, то есть приблизительно 250 поездок на трамвае, а Салют 120р. т.е. 4000 поездок на трамвае , и поэтому был в 16 раз лучше. Однако, мысль о хорошем велосипеде меня не покидала, и летом 2002 года я купил себе свой первый MTB Jamis Cross Country SX. Цена была под 450$. Он был мне маловат (рама 14, других не было) с одинарными ободами, навеской Acera ну и всё остальное в том же духе, но тогда я ничего не понимал в этом деле. При покупке продавец сказал, что это всё не очень важно, всё равно надёжно и не сломается, а разница между Асерой и ХТR в основном понты, главное вилка пружинная и рама люминевая (в то время в триале было полно велов с жёсткими вилками и железными рамами). Расстраивало меня то, что невозможно было отрегулировать задний переключатель так, чтобы он переключал когда цепь на любой из передних звёзд, отрегулируешь на большой – на маленькой уже не то, ну и другие были проблемы, но, главное, что постепенно я стал кататься, хотя пробег за первое лето составил …. 600 км. Когда пришла зима, мне в голову закралась страшная мысль: а не попробовать ли кататься зимой? На стоковых покрышках, скользя, иногда падая, откатал я на нём первую зиму, затем вторую, (только в гараж и обратно) и никаких отрицательных впечатлений. Но, однако, велосипед был весьма посредственный, и мой интерес стал потихоньку опять угасать. Нет, мне всё ещё нравилось кататься, Но уже через 40 - 50 км кончалось всё желание ехать дальше, и хотелось оставить навсегда это занятие. Я думал, это всё, потолок, пытался тренироваться - но, это же не главное дело жизни, поэтому, чуть не бросил кататься совсем. Но, решил попытаться ещё раз, последний шанс, и купил велик получше.
Не умею быть абсолютно кратким, не талантлив, поэтому вот иллюстрация:
Когда-то, почти 13 лет назад, мне по работе понадобилось ездить на машине. До этого, я был хиппи и пацифист, и считал автомобиль для себя неприемлемым. Но тут вопрос встал - или езди - или увольняйся. У меня уже была жена, и работа мне нравилась (я собственно и сейчас там работаю) - и я решил ездить. Получил права, кое-как реанимировал 22-летнюю родительскую копейку и стал ездить. У неё кое-как включались передачи, она плохо заводилась, глохла на ходу, всё железо давно сгнило, и.т.д. а ещё 1994 год, бензин почти отсутствует, а если где и появлялся - приходилось стоять по нескольку часов в очереди, наливая полный бак и 5 20-литровых канистр, которые я возил в багажнике почти всегда. Если бы не работа - ни за что бы не стал, так мучатся. Потом была другая копейка, потом старая битая девятка, и.т.д. Я набил руку в карбюраторах и трамблёрах, один, в гараже менял выжимной подшипник, однажды на девятке в дороге лопнул ремень ГРМ (всего через 20 000, вместо 80 000) так это остановило меня всего на 40 минут. При этом, я всё ещё недолюбливал автомобиль, и если только можно - обходился без него. Всё изменилось, когда я взял первую японку. Вот тут я понял, что можно получать если и не удовольствие от вождения, то хоть не отрицательные эмоции. А потом, я начал различать нюансы, почувствовал драйв, реальное удовольствие.
А один мой знакомый, уже не ребёнком, (за 30 ) без особой надобности (он живет в 2-х минутах от офиса, работает в офисе, есть служебная машина, семьи считай нет) просто по моде решил купить себе машину. Я ему говорил: бери японку, а он всё про поддержку родного автопрома. И взял волгу. Новую, на гарантии. Ох и намучался он за 7 месяцев.... причём ничего особо не ломалось, но и не работало. Он её кое-как продал, права сжёг, и до сих пор не понимает, как это люди по своей воле ездят на машинах аж на Алтай и сами за рулём. А другой, почти такой-же, почти в тех же обстоятельствах, но купил Subaru Legasi, далеко не новую, и ездит не нарадуется. Бывают и средние варианты, и права не сжигает, но и ездить не любит, так, только если уж надо, морщась и очень уставая после поездки на 2 – 3 часа, загоняя свою шестёрку (девятку, десятку, волгу….) в гараж, не продаёт её только для того, чтобы иногда можно было воспользоваться (куда –то съездить и что-то перевезти) ну и чисто тусовка в гаражах, настоящая, мужицкая, пиво с воблой на капоте, карбюратор – стартер – зажигание вот и лечение от комплексов, чо я не мужик что-ли?
Так вот к чему это всё? А к тому, что у некоторых желание кататься такое сильное, как у меня было к моей работе, и они ради этого готовы переносить разные трудности и ездить на "псевдобайках", и это не отобьёт у них желание кататься, они переживут этот байк, купят нормальный (или апгрейднут этот) и будут получать удовольствие от катания. А есть люди, которые ищут, пробуют, то это или нет, моё или не моё? Причём чтобы не быть дилетантами, они пробуют серьёзно, купил байк, катается, тренируется, и всё ждёт, будет удовольствие, или нет? А его надули злые маркетологи, впарив ему тяжелый российский байк китайского производства, с жестко-мягкой рамой понтовой геометрии, на турнее, напев, что наши делают не хуже, а только крепче, и за марку не переплачивать, а «оборудование Shimano», радуясь, и потирая руки, ибо вернуть его по причине: «не радует» нельзя, а так – «ничего не ломается». И вот, поездив в свободное время год - другой, он так и не почувствует того самого удовольствия, которое получил бы, сев на нормальный байк с нормальной навеской, хотя бы за $500 – 600 (или б/у дешевле). Такой человек, либо бросит это совсем (это ведь не работа, не почту же он на нём развозит) ибо зачем такое хобби, что не приносит удовольствия, либо, если решит, что это прогрессивно и модно, или тусовка подходит, или ещё по какой причине – станет виртуальным байкером. Т.е. и кататься толком не катается (находит тысячи причин, вплоть до «у меня не тот стиль») не растёт, не развивается, но и велик не продаёт, и с форума не уходит. И вот, некоторые, прошедшие эту ступень люди, вместо того, чтобы помочь, поддержать человека, вешают на него ярлык и втаптывают в грязь - типа мы развиваемся, мы смогли, а он не хочет, ибо ленив. А человек может и не ленив вовсе (а если и ленив – то оставь его в покое, всё равно ничего тогда не выйдет, и не надо заниматься самовозвышением за его счёт, ибо сказано: Всякий, возвышающий себя – унижен будет), а пал жертвой маркетинга и разных советчиков, которые сказали, что не важно какой байк. Причём и те и другие действовали от чистого сердца, первые от чистого сердца зарабатывали деньги (а что? Мы же не дорого продали дешёвый байк, какая цена такой и байк) а вторые считают «ничего, я тоже поначалу не на XT катался, и как видишь, езжу, было бы желание». Мне, в своё время, помогли советы спокойных, рассудительных людей, которые просто поддержали меня, убедив продолжить это дело и развиваться, показали перспективы, рассказали о людях, которые всё же катаются, и получают удовольствие от дистанций и больше 60 км. Проконсультировали меня технически, обрисовав минимальный класс оборудования, при котором уже можно нормально, с удовольствием ездить. Я узнал людей, которые отнюдь не миллионеры, однако велы у них не дешевле 50 т.р. и не для понтов, а для катания, и получения удовольствия. И вот, сев наконец на четвёртый год своей веложизни (не считая велодетства) на велосипед недорогой (22 000р.) ширпотребовской марки (Мерида), но всё же уже пригодный для катания с удовольствием (не ниже Deore), я наконец ощутил то самое, что искал до того пробуя и катаясь. А когда вел был доведён до совсем нормального состояния – начался экстаз. Кайф от каждого километра, шоссе, тропинки, гравийки, леса, поля – удовольствие полной грудью. А сколько новых мест открылось!! И усталость после покатушек была сладкой. Появились стимулы для дальнейшего роста, хочется тренироваться, улучшать свою физическую форму, вот пошли моменты велотренажёров, ведь если не ограничиваться 100 – 120 км в день, это мой сегодняшний предел, а довести до 180 – 200, то можно ещё больше кайфа получать!
Более того, совсем крамольные мысли стали заходить в голову, думаю, а не выкопать-ли на даче дёрт, ну и мини техничный трек тоже хочу сделать, благо поле с замечательной почвой прямо за воротами. Ведь это тоже здорово, тоже кайф и удовольствие, от владения велом, управления, ну и тренировка техничного кросс-кантри.
Так что в моём случае, вышло так, что техника имела значение, я думаю, что это правда для более чем 50% случаев.